Сообщить об ошибке на сайте

Ошибка :


Комментарий :


1 Июл 2016

Основные причины поражения электрическим током вне дома

Основные причины поражения электрическим током вне дома

Сегодня мы даже не задумываемся, какую важную роль играет в нашей повседневной жизни электроэнергия, настолько прочно она вошла в наш быт. Но нельзя забывать о том, что электричество, кроме несомненных благ, несет и опасность.

Электроснабжающие организации прилагают много усилий для обеспечения мер электробезопасности, затрачивая на них немалые средства.

Тем не менее, случаи поражения током людей не прекращаются.

Наиболее типичные причины ударов током в домашних условиях перечислены в нашей предыдущей статье. А здесь речь пойдет об основных ситуациях, ведущих к электротравмам в общественных местах и на производстве.

Самовольное проникновение к электроустановкам и объектам электроснабжения

Все электрические установки монтируются так, чтобы сделать их недоступными для посторонних лиц. Их обносят ограждениями, помещают в особых запирающихся зданиях или на высоте.

Ниже на фотографии показано ограждение электрической подстанции.

Ограждение электрической подстанции

Проникновение на ее территорию связано с опасностью для жизни. Но так называемые «охотники за цветными металлами» часто идут на необдуманный риск.

Сводки несчастных случаев говорят о возможном трагическом исходе несанкционированного проникновения к электроустановкам даже профессиональных электриков.

Очень показательно происшествие с одним электриком ЖКХ. Принятый на работу незадолго до этого, он, не имея допуска, вскрыл замок высоковольтного отсека КРУН-10кВ и попытался проверить наличие напряжения на шинах индикаторной отверткой на 220 В китайского производства. Его останки обнаружили электромонтеры оперативно-выездной бригады, прибывшие для выяснения причины аварийного отключения.

Нарушение правил безопасности вблизи объектов электроснабжения

Правила электробезопасности, выработанные исходя из опыта многочисленных трагедий, запрещают любые действия, изменяющие электрическое сопротивление воздуха между проводами, а также между ними и землей.

Попытка забраться на опору ЛЭП ведет к высокой вероятности короткого замыкания через тело человека на землю, со всеми вытекающими последствиями.

Подростки, пытающиеся из хулиганских побуждений повреждать изоляторы ВЛ, часто получают электротравмы.

Самосвалы, автоподъемники, автомобильные краны должны проезжать под воздушными линиями, только если их рабочие органы находятся в транспортном положении и только в специально отведенных для них местах.

Нельзя устраивать стоянки автотранспорта и аграрной техники под воздушными линиями, а также находиться наверху сельскохозяйственных машин, проезжающих под ЛЭП.

Стремясь к своим целям, человек иногда забывает о близкой опасности. Этому способствуют, в частности, такие занятия:

  • рыбная ловля удочкой;
  • запуск воздушных змеев;
  • разведение костров.

Рыбная ловля возле воздушных линий

Какой высоты может достичь рыболовный крючок при взмахе удочкой для дальнего заброса? Длина телескопической удочки вместе с привязанной к ее концу леской составляет примерно 10 м; к этому надо прибавить рост человека и длину вытянутой руки. Тогда станет ясно, что если рыбак находится под воздушной линией, то крючок вполне может зацепиться за провод, средняя высота которого над землей — как раз около 10 м. В таком случае по мокрой леске через тело рыбака в землю пойдет ток высокого напряжения.

Возле неблагополучных с точки зрения электробезопасности водоемов вывешиваются объявления об опасности рыбной ловли, в особенности там, где уже происходили несчастные случаи. Однако, как правило, подобные предупреждения недейственны, и люди не обращают внимания на угрозу для жизни.

Воздушные змеи

Детям нравится запускать воздушные змеи. Но взрослый должен не только показать ребенку, как обращаться с такими игрушками, но и рассказать о правилах безопасности, указать, где можно играть и где нельзя.

Змей поднимается на большую высоту, а управлять им трудно, особенно детям. При контакте змея с проводом и даже только приближении к нему произойдет пробой воздушного промежутка, и ток высокого напряжения пойдет в землю через бечевку змея и тело человека.

Взрослым необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасности при играх со змеями.

Воздушные змеи

Разведение костров

Дым костра состоит из мельчайших электропроводящих частиц. Жар поднимает их вверх или ветер относит в сторону.

Электрическое сопротивление насыщенного дымом воздуха уменьшается, и если поблизости расположена ЛЭП, становится возможен пробой воздушного промежутка.

Правила электробезопасности запрещают разводить костры возле действующих воздушных линий.

Недостатки конструкции и установки объектов электроснабжения

Недостаточная высота установки

По этой фотографии о мерах защиты при установке опасного электрического устройства — трансформатора — можно вынести различные суждения:

  • трансформатор установлен на высоте и снабжен предупреждающими надписями;
  • высота эта не превышает роста взрослого человека, а наклонные опоры могут облегчать действия человека, пожелавшего подняться наверх.

Трансформатор

Конечно, туда вряд ли захочет забираться взрослый человек, зная о риске для жизни. Но поведение подростка, разгоряченного игрой или демонстрирующего перед сверстниками свою храбрость, непредсказуемо.

Такие способы установки трансформаторов постепенно сменяются более надежными. Но все еще эксплуатирующиеся устройства старого образца по-прежнему обладают повышенной опасностью.

Неисправности и аварии

В идеале электрические установки обладают определенным запасом надежности и эффективно выполняют свое назначение. Но, как и все технические устройства, они подвержены поломкам и неисправностям.

Экстремальные атмосферные явления (сильный ветер, снег) повышают механическую нагрузку на провода, из-за чего может произойти обрыв воздушных линий и возникнуть аварийная ситуация.

В электросетях применяются следующие системы электробезопасности:

  • с глухозаземленной нейтралью;
  • с изолированной нейтралью.

В сетях первого типа защитные устройства быстро отключают напряжение с аварийной линии, получившей замыкание на землю. В сетях второго типа аварийное отключение не предусмотрено. Значит, оборванный провод, лежащий на земле, может создавать опасность для жизни. Вокруг него возникает «шаговое напряжение», поражающее находящихся поблизости. Поэтому подходить к оборванному проводу ближе чем на 10 м разрешается только с применением средств защиты.

Поврежденный провод трудно разглядеть на заросшей травой земле. Поэтому вблизи ЛЭП следует не забывать об осторожности и учить этому детей.

ЛЭП

Влияние погодных условий

При расчете безопасной высоты электропроводов берутся критические для данной местности метеорологические показатели. Но погода непредсказуема, а электрическое сопротивление воздуха заметно снижается при таких явлениях, как густой туман, дождь, гроза и некоторых других.

При повышенной влажности воздуха наведенное напряжение, создаваемое проводами ЛЭП, достигает высокого уровня, а его воздействие на человеческий организм крайне неблагоприятно.

Находясь под воздушными линиями и ощутив характерное «пощипывание» в кончиках пальцев (особенно если в руках находится какой-либо металлический предмет), следует убрать пальцы с металла и быстро покинуть опасное место.

Транспорт на электротяге

Железнодорожные электропоезда, а также некоторые виды городского транспорта — трамваи, троллейбусы — движутся за счет электроэнергии. Она подводится к их рабочим механизмам от контактных проводов или рельсов, находящихся под высоким напряжением. На картинке можно видеть одно из таких устройств.

Как показывает схема, ток идет не только по контактному проводу, но и по соединенному с ним струнами несущему тросу. Поэтому оба проводника изолированы от опорных конструкций. Российские электропоезда получают питание от опасных высоковольтных сетей переменного тока 27кВ частотой 50 Гц и постоянного тока 3,3кВ. Однако до сих пор, несмотря на постоянные предупреждения, из-за проезда на крышах поездов случаются трагедии, особенно среди подростков, которых неудержимо влечет желание произвести впечатление на сверстников.

В троллейбусах и трамваях возможен пробой напряжения электрической сети на корпус. При этом, так как троллейбус изолирован от земли резиновыми шинами колес, неисправность с ним более опасна — ведь при выходе или входе человек касается одной ногой земли, а другой — металлической ступеньки, соединенной с корпусом. В этой ситуации важно своевременное оповещение пассажиров о поломке — тогда избежать электротравмы они могут, спрыгнув со ступеньки на землю.

Корпус трамвая постоянно заземлен через железные колеса и рельсы, поэтому в нем повреждение электрооборудования менее опасно.

Поражений током вне дома можно избежать; для этого надо не только иметь представление об источниках опасности, но и не забывать о них, соблюдая правила безопасного поведения.

|
Рейтинг ()

Комментарии:

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение